Главная / Деятельность / Правовая работа

Ответы на дополнительные вопросы по аттестации педработников

Пресс-служба Профсоюза. 08.05.2024
Печать

Департаментом подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования подготовлены ответы на дополнительные вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 года № 196 (зарегистрирован Минюстом России 02 июня 2023 года № 73696).

  1. Совместное письмо Минпросвещения России и Профсоюза от 07.05.2024 г. № 08-610/262;
  2. Ответы на дополнительные вопросы по по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 года № 196.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года № 196 (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 № 73696) (далее – Порядок аттестации, приказ № 196).

Указанный приказ вступил в силу 1 сентября 2023 года.

Настоящие материалы подготовлены в целях повышения эффективности применения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее по тексту – организация, образовательная организация), на основе дополнительных вопросов, возникших в ходе практики его применения и поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, здравоохранения и в других сферах (далее – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и других заинтересованных лиц, руководствующихся Порядком аттестации.

К разделу II «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности»

Вопрос 1.

В пункте 6 Порядка аттестации указано, что аттестационная комиссия организации создается из числа работников организации и состоит не менее чем из 5 человек. Как быть сельским малокомплектным образовательным организациям, где, кроме директора, работают всего 5 педагогов?

Ответ.

Согласно пункту 5 Порядка аттестации аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.

Аттестационную комиссию организации целесообразно формировать из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, в том числе входящих в состав коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации.

В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Данная норма обусловлена требованиями части 3 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), так как результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Вместе с тем при отсутствии в организации возможности сформировать аттестационную комиссию в необходимом количестве из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, в ее состав могут входить работники других организаций, в том числе методических служб сферы образования.

Вопрос 2.

Согласно пункту 12 Порядка аттестации аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят педагогические работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием. Для данной категории педагогических работников аттестация возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. В пункте 22 Порядка аттестации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, речь шла об отсутствии педагогического работника на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. В новом Порядке аттестации слово «подряд» исключено. Что в этом случае можно считать отсутствием на рабочем месте «более четырех месяцев» в связи с заболеванием?

Ответ.

Согласно пункту 5 Порядка аттестации аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется один раз в пять лет. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список педагогических работников, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации (пункт 8 Порядка аттестации).

Поскольку при составлении списка педагогических работников, подлежащих аттестации, и графика проведения аттестации основания для учета пункта 22 Порядка аттестации могут отсутствовать, то списки и графики проведения аттестации должны корректироваться при появлении таких оснований.

Из этого следует, что определение необходимости и срока проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности относится к полномочиям работодателя. Работодатель должен исключать из списков по проведению аттестации лиц, которые на день ее проведения по графику предусмотрены в пункте 22 Порядка аттестации, в том числе в подпункте «е», если к этому времени педагогический работник проболел четыре месяца (подряд или с перерывом).

Кроме того, корректировка списка педагогических работников, подлежащих аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, по основаниям, предусмотренным пунктом 22 Порядка аттестации, может осуществляться также в связи с необходимостью знакомить работников не менее чем за 30 календарных дней с распорядительным актом работодателя (пункт 9 Порядка аттестации), а также не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику под подпись с представлением работодателя (пункт 12 Порядка аттестации).

К разделам III и IV «Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории» и «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»

Вопрос 3.

Высшая квалификационная категория по должности «учитель» установлена работнику в 1994 году. С 1995 года по август 2023 года работник не занимал педагогических должностей, работая в качестве руководителя. В сентябре 2023 года работник вернулся на должность учителя и подает заявление на аттестацию на основании наличия у него почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», полученного в мае 2006 года. Может ли данный учитель, имея заслуги в соответствии с абзацем 4 пункта 31 Порядка аттестации, претендовать на установление квалификационной категории без всестороннего анализа профессиональной деятельности?

Ответ.

В 1994 году аттестация педагогических работников осуществлялась с учетом Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256 «Об утверждении типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации» (далее – типовое положение), а также территориальных положений, утверждаемых в субъектах Российской Федерации.

Данное типовое положение действовало до 1 сентября 2000 года, поскольку принималось в целях отнесения педагогических работников и руководителей образовательных организаций к разрядам оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, которые частично зависели от квалификационных категорий (второй, первой и высшей), предусматриваемых непосредственно квалификационными характеристиками.

С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) существенно изменился порядок проведения аттестации в сфере образования. Статьей 49 Закона об образовании предусматривается аттестация только педагогических работников. Количество устанавливаемых квалификационных категорий согласно Порядку аттестации с 2014 года сократилось до двух. Кроме того, принятые в 2010 году квалификационные характеристики педагогических работников не содержат требования к квалификации на основе квалификационных категорий.

Исходя из изложенного, квалификационная категория, полученная в 1994 году, не может учитываться при подаче заявления о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию, как это установлено пунктом 30 Порядка аттестации.

Вместе с тем проведение аттестации педагогического работника, имеющего почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», в целях установления первой квалификационной категории может осуществляться с учетом положений, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 31 Порядка аттестации, т.е. без проведения всестороннего анализа их профессиональной деятельности, проводимого специалистами.

Вопрос 4.

Если учитель русского языка был ранее аттестован на высшую квалификационную категорию и, имея внутреннее совмещение по должности «педагог-организатор», аттестуется на квалификационную категорию по результатам, полученным по должности «педагог-организатор», имеет ли он право получать повышенную заработную плату за квалификационную категорию суммарно по двум должностям?

Ответ.

Согласно подпункту «е» пункта 3 Порядка аттестации к основным задачам проведения аттестации относится обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

При решении данного вопроса необходимо учесть, что в настоящее время конкретные размеры оплаты труда федеральными нормативными правовыми актами не регулируются. В соответствии с частями первой и второй статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда включают размеры доплат и надбавок компенсационного или стимулирующего характера и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Применение дифференциации по оплате труда за наличие квалификационной категории по одной должности при оплате труда по другой должности может регулироваться в порядке и на условиях, закрепляемых региональными соглашениями с учетом приложений к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024-2026 годы, а также к Отраслевому соглашению по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021-2023 годы, действие которого продлено на 2024-2026 годы.

Вопрос 5.

На каких основаниях педагогу может быть отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории? В каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?

Ответ.

Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.

После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:

если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 1 Порядка аттестации);

если заявление в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подается педагогическим работником, не имеющим (не имевшим) по одной из должностей первой или высшей квалификационной категории (пункт 30 Порядка аттестации);

если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой, высшей, «педагог-методист», «педагог-наставник») следует до истечения 1(одного) года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории (пункты 41, 57 Порядка аттестации);

если к заявлению в аттестационную комиссию о проведении аттестации на установление квалификационной категории «педагог-методист», «педагог наставник» не прилагается ходатайство работодателя.

В прохождении аттестации педагогического работника не может быть отказано по причинам:

несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым квалификационными характеристиками к должностям работников образования;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

наличия перерыва в педагогической деятельности;

незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Вопрос 6.

Согласно Порядку аттестации сроки действия первой и высшей квалификационной категории не устанавливаются (не предусмотрены). Имеет ли право администрация образовательной организации отменить доплату за первую или высшую квалификационную категорию, если педагог перестал показывать соответствующие установленной категории результаты профессиональной деятельности? Будет ли правомерно, если данный тезис будет закреплен в локальном акте образовательной организации, например, в Положении об оплате труда?

Ответ.

Согласно подпункту «е» пункта 3 Порядка аттестации к основным задачам проведения аттестации относится обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

Оснований, по которым обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, может не осуществляться, отменяться или снижаться Порядком аттестации не предусмотрено, в связи с чем положение об отмене доплаты за квалификационные категории не может быть закреплено ни в Положении об оплате труда работников организации, ни в ином локальном акте.

В соответствии с показателями мониторинга, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (с изменениями и дополнениями) отсутствие сроков действия квалификационных категорий не приведет к снижению качества образования и результатов профессиональной деятельности, поскольку они учитываются не только в целях проведения аттестации педагогических работников, но и в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), выявления фактов несоблюдения аккредитационных показателей, сбора информации о системе образования, результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, результатах национальных и международных исследований качества образования.

Кроме того, показатели профессиональной деятельности, предусмотренные при установлении квалификационных категорий, как правило, содержатся в положениях о стимулировании труда педагогических работников при установлении выплат стимулирующего характера, а также при решении вопросов, связанных с награждениями, участием в конкурсах профессиональной деятельности, в связи с чем педагогические работники не заинтересованы в снижении результатов работы.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения педагогическим работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель в соответствии со статьей 192 ТК РФ имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Вопрос 7.

Если у педагогического работника есть не снятое дисциплинарное взыскание, должно ли это учитываться в ходе аттестации на квалификационную категорию?

Ответ.

Исчерпывающий перечень показателей профессиональной деятельности для установления первой и высшей квалификационной категории предусмотрен пунктами 35 и 36 Порядка аттестации. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории в соответствии с пунктом 37 Порядка аттестации осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, соответствующих показателям, содержащимся в этих пунктах, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы. Если дисциплинарное взыскание, имеющееся у педагогического работника, связано с результатами профессиональной деятельности и направлениями его работы, то данный факт может быть учтен аттестационной комиссией при проведении аттестации указанного педагогического работника в целях установления квалификационной категории и, в частности, при принятии решения о соответствии результатов его работы показателям, предусмотренным пунктами 35 и 36 (с учетом пункта 37) Порядка аттестации.

Вопрос 8.

Кто может являться специалистом, осуществляющим всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории, и как это должно быть оформлено? Могут ли в этом качестве выступать руководители образовательных организаций?

Ответ.

Согласно пункту 26 Порядка аттестации специалисты для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (далее – специалисты) входят в состав аттестационных комиссий, указанных в пункте 25 Порядка аттестации (далее – аттестационные комиссии).

Вопросы, связанные с деятельностью аттестационных комиссий, включая условия привлечения специалистов в состав аттестационных комиссий, формы и периодичность проведения заседаний аттестационных комиссий, формы поощрения членов аттестационных комиссий и другие условия их деятельности, определяются при формировании аттестационных комиссий соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в чьи полномочия входит их формирование.

Вопрос 9.

Сроки действия квалификационных категорий новым Порядком аттестации не установлены. Как это соотносится с ограничением срока действия самого приказа до 31 августа 2029 года?

Ответ.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня вступления его в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

С учетом изложенного срок действия приказа № 196 никак не связан со сроком действия квалификационных категорий, который Порядком аттестации не установлен.

Вопрос 10.

В пункте 28 Порядка аттестации отражено содержание заявления педагогического работника: в заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию. Из этого следует, что педагог в заявлении не указывает квалификационную категорию (первую или высшую), на которую претендует. Как в этих случаях члены аттестационной комиссии могут понять, на какую именно категорию – первую или высшую – претендует заявитель, например, в случае окончания срока действия первой квалификационной категории? Должна ли аттестационная комиссия устанавливать это самостоятельно?

Ответ.

Аттестационным комиссиям не предоставлено право по своему усмотрению определять квалификационную категорию, которая может быть установлена педагогическому работнику по результатам аттестации.

Пунктом 27 Порядка аттестации предусмотрено, что аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений. Исходя из этого педагогические работники указывают в своих заявлениях квалификационные категории, на которые претендуют.

При этом в соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления в аттестационную комиссию в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.

Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию.

Вопрос 11.

Могут ли быть разработаны на региональном уровне какие-либо показатели и критерии для всестороннего анализа профессиональной деятельности, который осуществляют специалисты (эксперты) аттестационной комиссии в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории? Могут ли быть разработаны на региональном уровне рекомендации по содержанию, объему, оформлению и способам представления в комиссию дополнительных сведений педагогическим работником, характеризующих его профессиональную деятельность?

Ответ.

В соответствии со статьей 49 Закона об образовании, а также Порядком аттестации не предусматривается возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников. Порядок аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

При этом не предусматривается установление дополнительных показателей, критериев, не предусмотренных пунктами 35 и 36 Порядка аттестации. Также не устанавливаются требования к педагогическим работникам о представлении письменных отчетов (самоанализа) о своей профессиональной деятельности, распространении опыта по определенной форме, в определенном объеме, представлении рецензий, отзывов на авторские разработки и т.п.

В заявлении в аттестационную комиссию сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях педагогические работники сообщают в свободной форме.

Порядком аттестации не предусмотрены полномочия по разработке на региональном уровне какой-либо шкалы (в баллах, в процентах и иного инструментария) при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, из-за которых педагогическому работнику может быть отказано в установлении квалификационной категории.

Вместе с тем, в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях, могут содержаться дополнительные основания, характеризующие достижения и результаты работы педагогических работников, которые могут быть учтены при проведении их аттестации на тех же условиях, что и при наличии государственных наград, почетных званий и иных достижений, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 31 Порядка аттестации.

Вопрос 12.

Как следует из пункта 31 Порядка аттестации, заявления в аттестационную комиссию рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроках, формах и способах проведения аттестации. Как именно определяются формы и способы проведения аттестации? Должны ли они быть закреплены в административном регламенте оказания государственной услуги по аттестации педагогических работников?

Ответ.

Вопросы, связанные с деятельностью аттестационных комиссий, включая формы, способы и периодичность проведения заседаний аттестационных комиссий, а также другие условия определяются при формировании аттестационных комиссий соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в чьи полномочия входит их формирование.

Вопрос 13.

Порядком аттестации не предусматривается конкретный перечень государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград, не предусматривается также классификация уровней наград по значимости, а также перечень профессиональных конкурсов по значимости и по направлению их проведения (на уровне образовательной организации, на муниципальном, региональном или федеральном уровне).

При этом аттестация педагогических работников осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах (пункт 31 Порядка аттестации), а также на основе результатов их работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, как это установлено пунктом 37 Порядка аттестации, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Возникают следующие вопросы:

– каким образом должны подтверждаться сведения о наградах и достижениях педагогических работников, представляемых в аттестационную комиссию?

– кем должно устанавливаться соответствие результатов работы педагогических работников показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации?

Ответ.

Наличие подтвержденных сведений о званиях, знаках отличия, наградах, результатах конкурсов, а также иных достижениях в профессиональной деятельности, о которых педагогические работники сообщают в своих заявлениях в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории, дает им право проходить аттестацию без закрепления за ними конкретных специалистов для осуществления всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

Подтверждение наличия званий, знаков отличия, наград, результатов конкурсов, иных достижений в профессиональной деятельности, а также подтверждение соответствия результатов работы педагогического работника показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, может по просьбе педагогического работника осуществляться руководителем организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. На основе таких подтвержденных сведений аттестационными комиссиями принимаются решения об установлении педагогическим работникам квалификационной категории.

Вопрос 14

В случае отказа педагогическому работнику, который имел первую или высшую категорию, при аттестации в соответствии с Порядком аттестации, утвержденным приказом Минпросвещения России № 196, в установлении высшей категории, сохраняется ли за ним какая-либо квалификационная категория, а также может ли аттестационная комиссия принимать решение об установлении квалификационной категории по своему усмотрению?

Ответ.

При решении указанного вопроса необходимо учитывать, когда педагогическим работникам была установлена первая или высшая квалификационная категория.

Если при аттестации педагогического работника в целях установления первой квалификационной категории в соответствии с Порядком аттестации у него имелась первая квалификационная категория, установленная по ранее действовавшему порядку, срок действия которой не истек на день принятия решения аттестационной комиссией об отказе в ее установлении бессрочно, то первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия.

При этом согласно пункту 41 Порядка аттестации педагогические работники, которым отказано в установлении квалификационной категории, могут обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При аттестации в целях установления педагогическому работнику высшей квалификационной категории, имевшему по состоянию на 1 сентября 2023 года первую квалификационную категорию, срок действия которой на день принятия решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории не истек, первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия согласно пункту 40 Порядка аттестации.

При этом педагогический работник, которому было отказано в установлении высшей квалификационной категории, может в любое время обратиться с заявлением в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления первой квалификационной категории, поскольку решение аттестационной комиссии в данном случае не было связано с отказом в установлении первой квалификационной категории.

Вопрос 15

Должны ли аттестационные комиссии при проведении аттестации оценивать результаты работы педагогических работников, имеющих награды, звания, знаки отличия и иные достижения в педагогической деятельности, с учетом показателей, предусмотренных пунктами 35, 36 Порядка аттестации, если в соответствии с частью четвертой пункта 31 Порядка аттестации проведение аттестации таких педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах?

Ответ.

Обращаясь с заявлениями в аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории, педагогические работники не могут не знать, с учетом каких показателей профессиональной деятельности осуществляется установление заявленной ими квалификационной категории.

Исходя из этого, в соответствии с положениями пункта 28 Порядка аттестации педагогические работники в своих заявлений сообщают о результатах своей профессиональной деятельности, основываясь на показателях, предусмотренных пунктами 35, 36 Порядка аттестации.

Исходя из положений пунктов 37 и 31 Порядка аттестации, наличие подтвержденных сведений о званиях, знаках отличия, наградах, результатах участия в конкурсах, а также об иных достижениях в профессиональной деятельности, о которых каждый конкретный педагогический работник сообщает в своем заявлении, дает ему возможность проходить аттестацию без закрепления за ним конкретных специалистов (экспертов) для осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности, но и не исключает оценки его профессиональной деятельности на основе результатов его работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, при условии, что деятельность педагогического работника связана с соответствующими направлениями работы.

Вопрос 16

Следует ли понимать при применении пункта 37 Порядка аттестации то, что показатели деятельности, определенные для установления соответствующих квалификационных категорий, используются при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогов специалистами и оценке результатов их профессиональной деятельности аттестационной комиссией выборочно с учетом направления деятельности (должности) конкретного педагогического работника (например, не все пять показателей для высшей категории, а только третий-пятый, если аттестацию проходит педагог-библиотекарь, концертмейстер, социальный педагог и пр.), или в любом случае обязательно комплексное использование всех показателей, но «наполнение» каждого показателя с точки зрения достигнутых результатов определяется направлением деятельности (должностью) аттестуемого педагогического работника.

Аналогичный вопрос о комплексном или выборочном применении возникает относительно показателей деятельности, используемых при принятии решения об установлении педагогическим работникам квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» (пункты 50, 51 Порядка аттестации).

Согласно пункту 51 категория «педагог-наставник» устанавливается на основе следующих показателей деятельности:

– руководство практикой студентов;

– наставничество в организации;

– помощь в конкурсах профессионального мастерства;

– распространение авторских методических разработок в области наставничества.

Однако, не все образовательные организации являются местом прохождения практики студентов. Таким образом, педагоги, выполняющие работу наставника в данной организации в полной мере, за исключением руководства практикой студентов незаслуженно обделены возможностью получить данную квалификационную категорию.

Вопрос: руководство практикой студентов – это обязательное условие получения данной квалификационной категории или нет? Может ли педагогу при наличии остальных трех показателей устанавливаться квалификационная категория «педагог-наставник»?

Ответ.

Проведение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории и квалификационных категорий «педагог-методист» или «педагог-наставник» имеют разную направленность.

При установлении первой или высшей квалификационной категории оценивается профессиональная деятельность педагогического работника и результаты работы по занимаемой им должности, а в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» или «педагог-наставник» – дополнительная работа педагогического работника, которая, согласно квалификационной характеристике, не входит в его должностные обязанности по занимаемой должности.

На установление первой или высшей квалификационной категории могут претендовать педагогические работники по 29 наименованиям должностей.

Обобщенные показатели профессиональной деятельности, на соответствие которым осуществляется аттестация педагогических работников, предусмотрены пунктами 35 и 36 Порядка аттестации.

Вместе с тем, не все они могут применяться при оценке деятельности конкретного педагогического работника, поскольку должностные обязанности по 29 должностям педагогических работников различны, в связи с чем в соответствии с пунктом 37 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности каждого педагогического работника в целях установления квалификационной категории на основе показателей, предусмотренных пунктами 35, 36 настоящего Порядка, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Что касается установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник», то оценке подлежит деятельность педагогического работника, связанная с методической работой или наставничеством непосредственно в образовательной организации, которая не входит в их должностные обязанности.

Обобщенные показатели такой деятельности перечислены в пунктах 50 и 51 Порядка аттестации и могут использоваться полностью или частично в качестве основания при формировании ходатайства работодателя, прилагаемого к заявлению педагогического работника в аттестационную комиссию.

Согласно пункту 52 Порядка аттестации оценка деятельности педагогических работников в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» аттестационной комиссией, прежде всего, осуществляется на основе ходатайства работодателя, формируемого в соответствии с пунктом 48 Порядка аттестации на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового – с иным представительным органом (представителем) работников организации, в котором дается конкретная характеристика деятельности педагогического работника в образовательной организации, направленная на совершенствование методической работы или наставничества.

Вопрос 17.

Высшая квалификационная категория была установлена до 1 сентября 2023 года и продолжала действовать при подаче заявления педагогическим работником в соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации в целях проведения аттестации на установление квалификационной категории «педагог-наставник» (т.е. на день подачи заявления педагогический работник имел действующую высшую квалификационную категорию).

Возникают вопросы:

– может ли педагогическому работнику устанавливаться квалификационная категория «педагог-наставник», если срок действия высшей квалификационной категории истек в процессе рассмотрения его заявления;

– сохранится ли действие квалификационной категории «педагог-наставник», установленной педагогическому работнику, если срок действия высшей квалификационной категории истечет позднее, а на установление высшей квалификационной категории педагогический работник заявление не подавал.

Ответ.

В соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации к аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию. Поскольку педагогический работник был допущен к аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-наставник», так как имел высшую квалификационную категорию, то ему не может быть отказано в установлении квалификационной категории «педагог-наставник» по причине истечения срока действия высшей квалификационной категории в процессе проведении такой аттестации и позднее, поскольку квалификационные категории, устанавливаемые начиная с 1 сентября 2023 года действуют без ограничения срока. В дальнейшем педагогический работник вправе подать заявление в целях установления высшей квалификационной категории бессрочно.

Вопрос 18.

В ответах на часто задаваемые вопросы по применению Порядка аттестации (совместное письмо Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования № 08-1510/394 от 17.08.2023) разъясняется, что педагогические работники, замещающие должности «методист» или «старший методист», должностные обязанности которых согласно квалификационной характеристике непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных организациях всех типов, не вправе претендовать на установление квалификационной категории «педагог-методист».

Этот факт ставит в неравные условия педагогических работников, занимающих должности методиста и старшего методиста, по отношению к остальным педагогическим работникам, которые вправе претендовать на установление квалификационной категории «педагог-методист». Правомерно ли это?

Ответ.

Целью проведения аттестации педагогических работников с установлением квалификационной категории «педагог-методист» является совершенствование методической работы непосредственно в образовательной организации.

При этом установлено, что дополнительные выплаты педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию «педагог-методист», могут устанавливаться только при условии выполнения дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, не входящей в их должностные обязанности по занимаемой в организации должности (пункт 50 Порядка аттестации).

Перечень методической деятельности, которая не входит в должностные обязанности педагогических работников, фактически содержится в показателях, предусмотренных пунктом 50 Порядка аттестации, соответствие которым является основанием для установления квалификационной категории «педагог-методист», а выполнение этих обязанностей дает право на доплату за такую работу, размер которой может определяться коллективным договором организации.

Должностные обязанности педагогических работников предусматриваются квалификационными характеристиками должностей работников образования1, согласно которым, должностные обязанности педагогических работников, занимающих должности «методист» и «старший методист», непосредственно и в полном объеме связаны с осуществлением методической работы в образовательных организациях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах), тогда как у остальных педагогических работников они связаны лишь с участием в деятельности методических объединений и некоторых других формах методической работы.

Таким образом, педагогические работники, замещающие должности «методист» или «старший методист», имеющие высшую квалификационную категорию, не вправе претендовать на установление квалификационной категории «педагог-методист».

1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.10.2010, регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).

Вопрос 19.

У работодателя есть веские основания возражать против прохождения педагогическим работником аттестации на квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник», несмотря на наличие положительного решения педагогического совета. Что он должен делать: не предоставлять ходатайство или разместить в ходатайстве отрицательное заключение о деятельности педагогического работника?

Возможно ли проведение аттестации в отношении педагогического работника на квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник» при наличии положительного ходатайства руководителя организации, но отрицательного решения педагогического совета?

Ответ.

В соответствии с пунктом 48 Порядка аттестации ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации (далее – ходатайство работодателя), прилагается к заявлению педагогического работника в аттестационную комиссию.

Ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового – с иным представительным органом (представителем) работников организации.

При отсутствии сформированного в установленном порядке ходатайства работодателя в проведении аттестации работника на установление квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» может быть отказано, о чем педагогический работник письменно уведомляется.

Вопрос 20.

Как соотносятся новые квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник» с понятиями «региональный методист», «региональный наставник»? Может ли быть закреплен в отраслевом соглашении упрощенный порядок аттестации в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» для региональных методистов и региональных наставников?

Ответ.

Понятия «региональный методист» и «региональный наставник» ни Порядком аттестации, ни иным нормативным правовым актом Российской Федерации не предусмотрены.

Целью проведения аттестации на установление квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» является совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, в связи с чем согласно части второй пункта 48 Порядка аттестации к заявлению в аттестационную комиссию прилагается именно ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации.

Кроме того, установлено, что ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового – с иным представительным органом (представителем) работников организации.

Вопрос 21

Может ли предметом отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном и региональном уровнях, являться условие, предусматривающее для педагогических работников, имеющих квалификационные категории по состоянию на 1 сентября 2023года, установление той же квалификационной категории по окончании срока ее действия без проведения аттестации в порядке, утвержденном приказом № 196?

Ответ.

Целью заключения Отраслевых соглашений на федеральном и региональном уровнях является установление дополнительных гарантий, более благоприятных условий, повышающих защищенность работников по сравнению с гарантиями и условиями, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Принимая это во внимание, а также учитывая тот факт, что показатели профессиональной деятельности при установлении квалификационных категорий не изменились, для создания более справедливого перехода к установлению квалификационных категорий без ограничения сроков их действия для тех педагогических работников, которые на день введения в действие приказа № 196 имели квалификационную категорию, в пункте 5.10.5 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024-2026 годы социальные партнеры сочли необходимым предложить закреплять в региональных соглашениях положение о возможности принятия аттестационными комиссиями решений об установлении педагогическим работникам той же квалификационной категории без ограничения срока ее действия, если они имели ее по состоянию на 1 сентября 2023 года, только на основании поданного ими заявления, в том числе, если такое заявление подано до окончания срока действия квалификационной категории и независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации квалификационная категория была установлена.

При этом распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией в таких случаях принимаются в порядке, определенном пунктом 42 Порядка аттестации.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо